Главная   Wordpress   Войти

Главная

 

Методическое объединение учителей математики и физики

Наше небольшое, но дружное МО математиков насчитывает 7 человек. Нас объединяет верность профессии, у нас не задерживаются случайные люди. Мы открыты для нового и не боимся перемен. Мы интересны друг другу и за стенами родной школы.
Несколько слов о каждом.

Сергей Евгеньевич Федулов. Сергей Евгеньевич — это наше всё. Опытный администратор, во многом обеспечивающий жизнедеятельность школы. Курирует множество вопросов, среди которых — преподавание математики в лицее. Высокопрофессиональный учитель. Почётный работник общего образования РФ. Безупречный эксперт областных медальных комиссий, а теперь и комиссии по проверке ЕГЭ по математике. Сергей Евгеньевич не первое десятилетие преподаёт математику в классах с углублённым изучением математики. Его ученики традиционно являются победителями и призёрами районных олимпиад по математике, последние 3 года — призёрами областных олимпиад.

Елена Михайловна Крымцова. Далеко не каждая школа может похвастаться, что в ней работает Заслуженный учитель России. Елена Михайловна причастна к тому, что наша школа получила статус лицея. Елена Михайловна является организатором районных олимпиад по математике, она — председатель комиссии по проверке во Всеволожском районе ГИА в 9 классе по математике, член областной комиссии по проверке ЕГЭ. Кредо Елены Михайловны — развитие творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире. Именно она первая из учителей района начала преподавание математики на углублённом уровне. У многих из нас есть победители районных олимпиад, и у каждого — призёры, но у Елены Михайловны их только в этом году — 12. Крымцова Е.М. — бессменный руководитель Летней математической школы. Благодаря Елене Михайловне у наших учеников много добрых дел и интересная жизнь в «Алгебрионике», о чем вы сегодня услышите от самой Елены Михайловны.
Валентина Николаевна Иванова . Валентина Николаевна 34-ый год работает в стенах лицея. Учитель одинаково успешно работает как в общеобразовательных, так и в лицейских естественно-научных и информационно-технологических классах. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», — эти слова Льва Толстого как нельзя лучше характеризуют профессиональную деятельность Валентины Николаевны.
Майя Владимировна Метлицкая. Майя Владимировна — учитель математики и информатики, она — выпускница нашего лицея, ученица Елены Михайловны. Единственная из нас участник не только заочного, но и очного тура Эйлеровской олимпиады учителей математики. В одном из своих интервью Максим Яковлевич Пратусевич, директор 239 ФМЛ СПб, сказал, что в его представлении хороший учитель тот, кто всегда окружён детьми, из кабинета которого ученики со звонком не разбегаются. Это о нашей Майе Владимировны.
Ольга Степановна Малахова. Ольга Степановна — молодой перспективный учитель, пришедшая в наш лицей ещё студенткой-практиканткой. Правая рука Елены Михайловны в Летнем математическом лагере, в работе Детского общественного объединения «Алгебрионик». Активно осваивает программы для работы с Интерактиной Доской, закончила курсы «Живая математика». Небезразличие человека к тому, что он делает, показывает его стремление усовершенствовать своё мастерство.
Иветта Юрьевна Афонина. Иветта Юрьевна совсем недавно работает в лицее, но уже прошла боевое крещение нашим памятным 11Б. Надёжный человек, не боящийся взять ответственность на себя. Опытный учитель. Мы ценим в Иветте Юрьевне её профессионализм. И благодарны за чувство юмора.
Рязанова Елена Владимировна. Как говорится, — хвалите себя, источник забудется, а мнение останется. 30-ый год работаю учителем математики, 7-ой год — в лицее, 6-ой год являюсь председателем МО учителей математики. Первая из математиков начала применять Информационно-Коммуникационные Технологии на уроках. Сейчас уверенно работаю в PowerPoint, могу сопроводить презентацию редактором формул, стереометрическим рисунком.
ИКТ — это не только презентации, что вы увидите сегодня на наших уроках.
Тема работы нашего МО — «Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС второго поколения»
Математики лицея постоянно стремятся повышать свой профессиональный уровень. Только в этом учебном году три учителя нашего МО аттестовались на высшую категорию.
По требованиям ФГОС Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. Мы активно участвуем в педагогических Интернет-сообществах, что способствует профессиональному росту учителя.
Взять, к примеру, ПроШколу.ру. Этот сайт напоминает мне учительскую, где можно и новый рецепт записать, и получить в неформальной обстановке профессиональную помощь.
Есть у нас там БУМ — библиотечка учителя математики. Очень удобно для работы — и новые диагностики, и презентации, и литература, и «Математика»-»1 сентября» с электронными приложениями. В блогах обсуждаются решения задач к ГИА и ЕГЭ. Удивительно, когда пару лет виртуально решаешь с человеком задачи, а потом знакомишься с ним в реальной жизни. Так было у меня с Алевтиной Петровной Монастырской из Удмуртии, чей блог я частично буду использовать сегодня на уроке.

Учителя нашего МО активно работают в профессиональном сообществе «Математика в школе» на Методистах.ру. Для публикации там необходимо представить 3 полноценных работы. Каждый ресурс проходит предмодерацию и только потом выставляется на обсуждение коллег. И хотя обсуждение не столь жёсткое, как в Сети творческих учителей, но подготовить работу к публикации — это кропотливый труд. В 2012г на Методистах вручено всего 2 Сертификата, свидетельствующих о вкладе учителя в повышение эффективности образования. Распространение опыта на федеральном уровне в нашей области даёт при аттестации 2 балла.
Одной из составляющей работы председателя МО считаю побуждение коллег к участию в профессиональных конкурсах на всех уровнях. В конкурсе математических алгоритмов, проводимом на Методистах.ру мне присуждено 2 место за работу «Исследование функции на чётность и нечётность», Ольга Степановна со своей работой «Арифметическая прогрессия» заняла 1 место в конкурсе «Контроль знаний обучающихся».
В условиях префигуративного типа культуры, когда опыт передаётся от младшего поколения старшему, все мы сталкиваемся с тем, что ученики компетентней нас в обращении со всевозможными гаджетами. Пребывая в среде, насыщенной информационными потоками, современные школьники начинают быстро овладевать разными знаниями, а в некоторых областях разбираться даже лучше учителей. Надо использовать умения наших подопечных ради их же пользы. Для быстрого обмена информацией во многих классах на социальных сайтах созданы группы. Там размещаются и домашние задания не из учебника, и презентации по изучаемым темам, и ссылки на полезные сайты, и пособия для подготовки к экзаменам. Преимущества электронных версий последних — в их доступности, мобильности. На слайде вы можете видеть, что я предлагаю 9-классникам видеоразбор диагностики к ГИА по физике, а ученик выставляет тексты олимпиады Школы Иоффе.
Медленно, но верно наши базовые требования к компетенциям школьников корректируются международными: так, графики появились в учебниках после обнаружения дефицита навыка понимания графиков на PISA, потом – разделы статистики и теории вероятности в курсе математики; далее стали ставить акцент на практико-ориентированные задания.

Лариса Рослова, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, главный редактор журнала «Математика-Первое сентября» говорит, что сегодня ведущую роль в математическом образовании играют не учебники — большинство учителей работают по довольно старым, – а банк заданий для ЕГЭ.
Мы побуждаем наших учеников пользоваться сайтом ФИПИ, Открытыми банками заданий по математике для подготовки к ГИА и к ЕГЭ, сайтом нашего земляка Дмитрия Гущина. Последний считаю наиболее полезным для первичной подготовки, для подготовки слабых учащихся, так как там есть возможность сразу проверить решение. Хотя у Гущина и группа С разбирается. Всё это также формирует общепользовательскую ИКТ компетентность обучающихся.
При этом у одних детей оказывается широкий кругозор, у других – суженный. Вот и получается, что по сравнению с временем советской школы современные классы очень разнородны. Включить в работу всех учеников сегодня гораздо сложнее, чем раньше, и без грамотного введения новых, диалоговых форматов работы сделать это очень трудно. Включить в учебный процесс каждого ученика на каждом этапе урока — задача современного учителя.
В школу пришли учебники нового поколения. Учебник математики Евгения Абрамовича Бунимович для 5 класса снабжён электронным диском. Мы получили ещё одну возможность тестирования он-лайн. Преимущество в том, что тест уже готов, учителю не надо его составлять и набирать.
Наши обучащиеся работают и в оболочке MyTest, Ольга Степановна Малахова первая из коллег-математиков освоила эту программу.
Все кабинеты математики оснащены современной аппаратурой, за что мы очень благодарны нашей администрации и руководству района. На 5 кабинетов математики у нас 2 ИД, 3 мультимедиасистемы, 3 документ-камеры. Кроме того мы используем 3 школьных системы интерактивного голосования и мобильный класс.
Учитель математики должен заботиться о развитии универсальных учебных действий, формировании опыта проектной и исследовательской деятельности. Наши дети успешно представляют свои проекты в школе и на муниципальном уровне. В этом учебном году на районной научно-практической конференции «Наука. Творчество. Исследование» наши 9-классники победили в номинации «Ораторское мастерство», показав коммуникативную компетентность — умение логично, научно и доступно излагать свои мысли, математически грамотно говорить.

Мы работаем над формированием навыков исследовательской работы, самостоятельного поиска необходимой информации. Элементы исследования, навыки статистической работы, сбор и представление информации в виде диаграмм вы можете видеть на слайде. Учащиеся 5Б класса показали социальную компетентность — навыки работы в команде при создании различных диаграмм. Здесь и используемые в классе сотовые сети связи, и диаграмма цвета глаз класса, и диаграмма, иллюстрирующая любимые ягоды 5 Б, и многое другое.

Введение ФГОС в средней школе находится в режиме эксперимента. Участие в процедуре апробации проекта стандартов крайне полезно для профессионального роста каждого педагога.

Но ещё далеко не всё отлажено. Взять хотя бы учебники. Прекрасно, что появился диск к учебнику, это большое подспорье в работе.
Но сам учебник требует профессионализма учителя. Сравните, как Бунимович и Виленкин говорят о приведении дробей к общему знаменателю. В учебнике Н.Я.Виленкина — чёткий алгоритм. В учебнике Бунимович? Мы говорим об алгоритмизации как об универсальном учебном действии и не даём алгоритма?
Учебник красочный. На мой взгляд излишне красочный. Хотя обилие картинок можно объяснить соответствием возрастным психологическим особенностям. Учебник формата А4. Когда 2 учебника раскрываются на парте, мало места остаётся самим ученикам, не говоря уже о дневниках и пеналах. Но к учебнику предполагается ещё 3 тетради. Также формата А4.
Главной же проблемой считаю перегруженность учителя. Взять интерактивную систему голосования. Чтобы технически осуществить уже готовый тест по геометрии для 9 класса на 7-10 минут, необходимо около 2-х часов. Редактор формул не вбивается. Рисунки необходимо создавать отдельно. И формулы, и чертежи необходимо сохранять в JPG отдельными маленькими рисунками и вставлять по кусочку. Учитывая Linux на школьных ноутбуках, подготовительный этап приходится делать дома, а потом дорабатывать в школе. Но каждый тест учителю предварительно надо составить под конкретный урок.
Убеждена, чтобы подготовить современный урок — отобрать материал, распечатать необходимое, продумать использование ИД, не говоря уже об интерактивном голосовании, требуется более часа. И когда у учителя 3-4 подготовки ежедневно…

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к математикам нашего лицея. Я с большим уважением отношусь к коллегам и пользуясь случаем хочу поблагодарить всех за работу. Мы любим свою работу, она у нас неплохо получается и в последнее время нам за неё стали неплохо платить — нас неминуемо ждёт успех!
Елена Владимировна Рязанова,
председатель МО учителей математики МОУ «Лицей №1″ г Всеволожска

 

 

Формирование интереса к математике

как к школьной учебной дисциплине

   В современной школе для достижения  успеха в обучении   по  любому учебному предмету крайне важно заинтересовать ученика в изучении этого учебного предмета. Одной урочной деятельности для этого явно недостаточно, хотя и ее роль  в решении этого вопроса крайне важна. Внеурочная  внеклассная деятельность, организованная в ОУ, играет ведущую роль в привитии интереса  ученикам к изучению той или иной учебной дисциплины.

  Хорошо понимая это, МО учителей математики разработало циклограмму внеклассной работы по предмету и определилось с главными направлениями привития интереса к изучению математики через уроки. В урочной деятельности  акцент был сделан на историю развития математической науки, на межпредметные связи  и на активизацию мыслительной деятельности через проблемный подход  при изучении учебного материала. Что касается циклограммы внеурочной деятельности, то это широкий спектр мероприятий, проводимых в течение всего учебного года: классный и школьный тур математической олимпиады, интеллектуальный марафон, занятия в рамках «Школы наук», тьюторские занятия, брейн-ринг, предметная декада, занятия в рамках Северо-Западной ЗМШ, научно-практические  конференции, математическая игра «Кенгуру», летний математический лагерь.

 Важным фактором, даже важнейшим фактором привития ученикам интереса  к изучению учебной дисциплины является коллектив учителей – единомышленников, преподающих данный учебный предмет. За последнее время коллектив учителей математики значительно обновился, но остался творческим коллективом,  коллективом профессионалов в своей сфере деятельности, формирующим интерес у учеников  к изучению математики. Каждый учитель определил  для себя сферу деятельности, в которой его работа принесет наибольшую пользу всему ОУ в рамках преподавания математики. В рамках реализации профильного обучения и предпрофильной  подготовки  все учителя нашли для себя тот профиль, который им интересен, посилен для разработки содержания  учебного и дидактического материала.

Как же через урочную деятельность мы формируем интерес к изучению математики?

ü    Систематически включаем в уроки  исторические аспекты развития математики как науки. Программа по математике  для этого предоставляет широкое поле деятельности с 5 по 11 класс. Здесь максимально можно привлечь к этой работе учеников через презентации, доклады, сообщения о тех или иных исторических событиях в развитии математики, об ученых-математиках, внесших весомый вклад в развитие той или иной области математической науки.

ü     Интерес к изучению предмета всегда растет, если при изучении материала приводятся примеры математических казусов.

ü    Безусловно, отдавая дань уважения зарубежным ученым-математикам,  мы стараемся не забывать и про вклад наших соотечественников в развитие математики.

ü    Важным элементом в формировании интереса на уроке к изучению математики является решение задач из других предметных областей математическими методами. Ученики понимают, что на уроках математики получают дополнительные возможности для того, чтобы быть более успешными в изучении других учебных дисциплин: информатики и ИКТ, физики, химии, астрономии, экономики, биологии.

ü    Важным моментом для формирования интереса к математике через уроки мы считаем использование мозгового штурма, который помогает решать учебные проблемы путем объединения творческих мыслей учеников, развивает креативность учащихся и способствует реализации идеи сотрудничества и взаимопомощи на уроке.

Я уже сказал, что внеурочная  внеклассная деятельность, организованная в ОУ, играет ведущую роль в привитии интереса  ученикам к изучению математики.

ü     С каждым годом не ослабевает, может даже и растет, интерес учеников к олимпиадному движению, начиная от классных олимпиад до регионального тура Всероссийской олимпиады школьников. Мы всегда уделяем олимпиадному движению большое внимание, начиная с подготовки учеников к каждому туру олимпиады, до формирования и тренинга команды, выступающей за честь лицея на муниципальном и региональном турах олимпиады. Эта работа приносит свои плоды: почти половина членов команды лицея становится победителями и призерами муниципального тура математической олимпиады, ежегодно мы имеем призеров регионального тура олимпиады.

ü     Неоспорима роль математических брейн-рингов в повышении мотивации учеников для изучения математики. Участие в брейн-рингах помогает ученикам научится отвечать на нестандартные вопросы в условиях конкуренции и ограниченности времени, формирует у них навык коллективной групповой работы

ü     Думаю, что про роль предметных декад  в привитии интереса к математике много говорить не нужно. Можно сказать только, что помимо повышения интереса к изучению математики, предметные декады раскрывают творческий потенциал учеников: мастерство в создании презентаций, художественные способности при выпуске тематических стенных газет, творческие, артистические способности при выступлениях на в КВН и т.д.

ü     Возможность участия в игре «Кенгуру», которая предлагает крайне интересные задания по математике, также способствует привитию ученикам интереса к математике. Это подтверждают результаты мониторингов, которые мы проводим, а также стабильный рост участников игры среди учеников лицея

ü     У нас в лицее есть прекрасная возможность через взаимодействие с организациями дополнительного образования (Дворец детского и юношеского творчества и ЦИТ) проводить внеклассную работу в лицейских 8-11-х классах в рамках «Школы наук». Эта работа приносит пользу всем ее участникам: ОУ дополнительного образования получают новую форму работы с детьми; лицей получает новую форму организации внеурочной деятельности и профессиональной ориентации учеников; ученики получают возможность удовлетворить свои запросы в изучении предмета за рамками школьной программы, получить дополнительные возможности подготовки к ГИА, проверить на практике свои знания по предмету, реализовать запросы в профессиональной ориентации

ü     Традицией лицея стала работа в июне-месяце математического лагеря, где в роли преподавателей под руководством Крымцовой Е.М. выступают ученики 9-11-х физико-математических классов. Непосредственно о работе лагеря подробнее расскажет Крымцова Е.М. Но хотел бы отметить, что проведение тьюторских занятий способствует

  • развитию у учащихся профессиональных педагогических умений;
  • формированию положительных представлений о профессии преподавателя;
  • повышению интереса к предмету;
  • развитию коммуникативных качеств

ü    Думаю, что во всех школах есть группа учеников, способных и готовых под руководством учителей  к исследовательской деятельности  по математике.  Для таких учеников в нашем лицее мы проводим научно-практические конференции, где ученики выступают с докладами по выбранным ими в начале учебного года конкретным темам  для  исследования. Тем самым и эта группа учеников удовлетворяет в полном объеме свои запросы в изучении математики, а  значит мотивация и интерес к изучению предмета поддерживается и для них

ü    Развитию исследовательской  деятельности учеников способствуют занятия по линии Северо-западной ЗМШ. Прежде всего этому способствуют интересные нестандартные подборки заданий по каждой из изучаемых в ЗМШ тем. Темы, пересекающиеся с программой по математике, обогащаются тем самым дополнительными заданиями, удовлетворяющими запросы всех категорий учеников класса. К сожалению, редкими стали слеты любителей науки, проводимые под эгидой ЗМШ. Подготовка и участие в этих слетах позволяли ученикам оценить уровень своей подготовки в сравнении с лучшими учениками других районов Ленинградской области, реализовать свои амбиции в исследовательской работе и в работе лектора-преподавателя

Работа, проводимая в нашем ОУ по формированию интереса к изучению математики, дает свои плоды, главным из которых мы считаем следующий: несмотря на сложность изучения математики для учеников, ее рейтинг среди любимых предметов остается в течение многих  одним из самых высоких.

Учитель физики Богданова Н.Г. в своей деятельности работает

по лицейским программам:
2 ступень
• Общеобразовательная программа основного общего образования. 7 класс (2часа).
• Общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая углубленную подготовку по предметам технического профиля. 8-9 классы (3 часа ).
• Общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая углубленную подготовку по предметам естественнонаучного профиля. 8-9 классы (3 часа ).
3 ступень
• Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая углубленную подготовку по предметам технического профиля. 10-11 классы (5 часов ).
• Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая углубленную подготовку по предметам естественнонаучного профиля. 10-11 классы (3 часа ).
• по программе дополнительного обучения «Лицей — Вузы» совместно с Санкт-Петербургским государственным Политехническим университетом на базе МОУ ДОД «ЦИТ» г. Всеволожска.

Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация деятельности учеников при отслеживании их личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование компетентностной грамотности школьников, умелое использование инновационных компьютерных технологий и дифференцированного обучения школьников, — вот те составляющие деятельности учителя, которые способствуют решению образовательных задач.
Многолетний труд Натальи Геннадьевны имеет социальную значимость, ее труд отмечался благодарностью со стороны:
• Учащихся и их родителей.
• Администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район»
• Комитетом по образованию Ленинградской области.
• Совета Ленинградского Объединения ветеранов «Защитники отечества».
• Ленинградского областного института развития образования и Северо-западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики РФ.
• Кафедрой физики РГПУ им. А.И. Герцена
• Оргкомитетом издательства «Мнемозина» г.Москвы
• Государственным учреждением образования « Гимназия № 42 г. Минска»
• Елгавским региональным центром образования взрослых (ЕРЦОВ) — муниципальное учебное учреждение города Елгавы (Латвия)
• Санкт-Петербургским государственным Политехническим университетом в рамках НОЦ «Политехнические технологии инновационной медицины»
• Учреждений образования Псковской области.

Учитель успешно использует современные информационно-коммуникативные технологии в учебной и проектной деятельности учащихся, при подготовке к ЕГЭ по физике и для успешного поступления в Вузы.
В содержание каждого урока включается разнообразные задания, используются различные приемы и методы, нацеленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований, в том числе с использованием информационных, компьютерных технологий.
Такая организация преподавания курса физики в лицее обеспечивает высокое качество знаний по предмету — более 70%, что позволяет успешно сдать экзамен по выбору выпускникам 9-х классов ( качество – 100%), отмечается высокий рейтинг физико-математического профиля при формировании лицейских профильных классов.

Средний балл по ЕГЭ (предмет физика) в МОУ «Лицей №1»
—выше среднего балла по району, ЛО, РФ.

Год/ средние показатели по ЕГЭ
Всеволожский
район
Ленинградская
область
Россия
Лицей №1
2009 44,5 46,8 48,9 48,8
2010 49,8 50,63 50,5 50,6
2012

2013 49,64 49,2 46,7 51,7

Ежегодное усложнение экзамена по физике в форме ЕГЭ (увеличился минимальный порог сдачи экзамена, увеличилось качество заданий) не снизило уровень подготовки, и физика осталась одним из самых востребованных предметов по выбору при сдаче выпускного экзамена.

5.1. Наличие научно-методических публикаций

№ Методические работы/ уч. год 2009-2010 2010-2011
I.
Методика создания и применения алгоритмов решения задач по физике для использования
в учебном процессе и подготовке учащихся
к экзаменам ГИА и ЕГЭ
Международный уровень

город Елгавы (Латвия) ,
сайт творческих работ учителей „IKT_laiks”: http://ikt.jrpic.lv;

Федеральный уровень
II.
Урок «Движение тел под действием силы трения» с использованием презентации «Методика решения задач по динамике»

Опубликованы и размещены:
• на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок» г.Москва: http//fectival.1september.ru

• в методическом хранилище ПОИПКРО «Инновационный педагогический опыт Псковской области»

III.
«Химия + Физика=Знание!»
IV.
Методические работы/ уч. год

2011-2012

Создание программно-методической базы
для поддержки уроков физики в школе

Международный уровень

Международный сборник
«Физика в школе и вузе».
СПб. РГПУ им. А.И. Герцена

V.
Использование компьютерных технологий
на уроках физики как средство обеспечения
высокой результативности работы учителя

Региональный уровень

Сборник научных трудов.
Выпуск4. СПб.ЛОИРО

Последовательное изложение собственной методической системы Богдановой Н.Г.:
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Необходимо менять процесс обучения. И начинать надо с того, чтобы выработать мотивацию у учеников при подготовке к каждому уроку. Надо школьников учить учиться, а не превращать их в пассивных слушателей или созерцателей.
Научить их пользоваться своими возможностями, учитывая индивидуальные особенности и интересы — вот основная цель педагога.
Как правильно подойти сегодня к организации урока, чтобы учесть следующие факторы:
• место данного урока в теме (как этот урок связан с предыдущим и работает на последующие уроки?),
• психолого-педагогическую характеристику класса (количество слабоуспевающих, средних и сильных учащихся),
• триединую дидактическую цель урока (его обучающий, развивающий и воспитательный аспекты)-
и обосновать показатели реальной значимости урока?
Ответ простой: более рационально распределить время, отведенное на все этапы урока с применением современных информационных компьютерных технологий в процессе обучения физике. Регулярно пополнять и систематизировать мультимедиа-библиотека кабинета физики на основе Интернет-ресурсов. Поддерживать интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Выступая на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения физики в средней и высшей школе» (2012г.) с разработкой «Создание программно-методической базы для поддержки уроков физики в школе» Богданова Н.Г рекомендует учителям создание электронной библиотеки, в электронную базу которой включены следующие разделы:

• Тематический материал.
• Алгоритмы решения задач.
• Контрольно-диагностические тесты.
• Виртуальные лабораторные работы.
• Домашние лабораторные работы.
• Творческие практические задания.
• Презентации по темам.
• Физические диктанты.
• Кроссворды.
• Рефераты.
Электронная база представляет собой набор заданий и тренажёров разного типа по степени сложности для анализа уровня освоения отдельных тем и всего школьного курса физики. После выполнения работ каждый ученик получает индивидуальные рекомендации для ликвидации пробелов в знаниях.
Главная задача учителя- это не только передача знаний, но и создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.
Шаги создания электронной базы:
• При объяснении теоретического материала выделяются основные моменты-правила, формулы, схемы, таблицы и предлагается учащимся по желанию этот материал оформить с использованием компьютерных технологий. Затем совместно, под руководством учителя, материал дорабатывается.
• Далее после усвоения теоретического материала идёт отработка однотипных задач, близких по условию и создаётся алгоритм решения задач с использованием компьютерных технологий. Учитель проверяет оформление и может использовать материал для закрепления, повторения.
• Затем переход к решению задач повышенного уровня. Решение переводится в электронный вид.
• Предлагаются учителем дополнительные темы для презентаций, творческие домашние и практические задания. Результаты работ оформляются в электронном виде.
• За первоначальную работу учащемуся выставляется оценка (чаще всего – отлично, чтобы поддержать интерес к дополнительной, внеурочной, работе).
• Систематически составляются контрольные, самостоятельные, срезовые работы и тематические тесты в электронном виде.
• Создаются тематические папки « Учёные», «Открытия»… для расширения учебной базы.
Учебный материал, созданный в электронном виде, учеником более прочно усваивается и успешнее применяется. Критерием достаточности усвоения раздела физики служит уверенное решение соответствующих задач.

Цели использования электронной базы для подготовки к ЕГЭ и ГИА:
• Интенсивные тренинги, построенные на разборе решений реальных задач по материалам экзаменационных и итоговых тестов.
• Восполнение пробелов и систематизация знаний.
• Освоение технологии работы с тестами.
• Индивидуальный подход к каждому ученику.

На Международной конференции «Человек Общество, Личность», прошедшей в ЛОИРО в 2009 году, Богданова Н.Г. выступала с результатами работы по разработке диагностических материалов для мониторинга соответствия знаний и умений учащихся стандарту образования и кодификатору ЕГЭ.
Главная дидактическая цель в работе — через решение задач различного типа углубить понимание физических явлений и процессов, усвоить законы и закономерности, связывающие физические величины.
Каждый тип задач имеет определенную методическую нагрузку: развивает творчество учащихся, мышление, приучает видеть физические явления в повседневной жизни.
Среди задач, традиционно предлагаемых для учащихся, — расчетные, качественные, графические, задачи с развивающимся содержанием, задачи–оценки, экспериментальные, с выбором ответа, с незаконченными условиями и т. д., — приоритет отдается расчетным задачам.

Общий план методики подготовки учащихся решению расчётных задач.
• После изучения теоретической части материала предлагаются 2-3 задачи одного типа: в начале — качественные задачи, затем- расчетные и графические задачи, расположенные по принципу узнавания физических величин и умения применять формулы, их связывающие.
• Затем идет закрепление соответствующих умений и навыков в процессе самостоятельной работы дома.
• На последующих уроках разбирается алгоритм решения задач — система последовательности, выполнение которых ведет к решению задач данного типа.
• На первых уроках, после выяснения степени сформированности умений и навыков применения алгоритма при решении стандартных задач, необходимо перейти к решению задач среднего уровня.
• Отработка однотипных задач, близких по условию, и их последовательное усложнение позволяет двигаться от простого к сложному. Цель отработки однотипных задач — их беглое решение, т.е. создание базы для отработки задач высокого уровня.
• После выяснения степени сформированности умений и навыков среднего уровня усвоения, необходимо перейти к решению задач повышенного уровня.

Общие рассуждения использования алгоритма:

1. Изучить условия задачи и определить физическую тему.
2. Записать условия задачи в единой системе единиц.
3. По необходимости выполнить чертеж, схему.
4. Составить план для решения задачи.
5. Решить уравнение или систему уравнений.
6. Оценить достоверность и разумность полученного результата.
7. Рассмотреть частные случаи полученного ответа.

Методические рекомендации:
1) Главное в процессе изложения нового материала — добиться, чтобы ученик разобрался в каждой части алгоритма, для того чтобы не оставалось «темных пятен». Над этим учитель работает и на последующих уроках.
2) Во время объяснения учителя ученик не должен вести записей. Он слушает учителя. Отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. Этот момент позволяет сосредоточить внимание учеников на объяснении нового материала. Слушать и одновременно вести записи в 10 классе умеют только самые сильные учащиеся. Большинство ребят, записывая что-то за учителем, теряют нить рассуждений, пропуская отдельные важные моменты и не получают поэтому единой целостной картины.
3) Учитель быстро и четко, используя рисунки и чертежи, повторяет весь ранее изложенный материал. В зависимости от уровня обученности класса и оставшегося времени фронтально с учащимися отрабатываются шаги решения задач.
4) Можно сканировать решение ученика заданной задачи, вывести на экран и дать оценку выполненной работы. Такой шаг должен быть доброжелательным и корректным по отношению к ученику.
5) Предлагается учащимся перенести презентацию алгоритмов по методике решения задач на свои электронные носители для закрепления материала и отработку решений дополнительных задач по теме.
6) Выполнение заданий учащимися на каждом этапе контролируется учителем для определения правильности применения знаний и умений, а также полученных в процессе этой работы результатов.
Разрабатываемые алгоритмы решения задач позволяют осуществить контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Усвоение такой методики обучения значительно облегчает усвоение учебного материала, подготовку к ЕГЭ и помогает поступившим в ВУЗ сравнительно легко перейти от школьных методов обучения к вузовским.
На уроках ученик должен понимать и принимать цели, поставленные учителем. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам. Привлечение на уроках физики примеров из трудовой практики играет важную роль в сознательном выборе школьниками профессии и их трудовой подготовке.
Для усиления политехнической направленности образования необходимо:
• усилить внимание к основным вопросам курса,
• выработать с учащимися алгоритмы решения задач для формирования практических умений и навыков и
• показать технологическое применение законов физики через решение задач.
Приобретенные знания и умения затем используются учениками в практической деятельности и повседневной жизни:
 для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
 для контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
 рационального применения простых механизмов;
 применения приобретенных знаний по технике безопасности;
 оценки безопасности радиационного фона и т.д.
В основание обучения необходимо положить принцип творческой активности и ответственности самого ученика.
При наличии и умении использования компьютерных технологий методика проведения урока становиться более эффективной и продуктивной, что ведёт к повышению результативности учебного материала.

 

Комментарии закрыты.